АО «Московская кольцевая железная дорога» (АО «МКЖД») – компания реализующая комплексный инвестиционный проект реконструкции Московской кольцевой железной дороги. (Московского центрального кольца)

В целях оптимизации внутригородских перевозок и снижения нагрузки на городской общественный транспорт, было решено вновь запустить пассажирское движение по Московской кольцевой железной дороге, построенной еще в начале XX века. Чтобы запустить новый вид общественного транспорта возникла необходимость полностью реконструировать и электрифицировать железную дорогу. Для этого 23 июня 2011 года Правительство Москвы и ОАО «РЖД» совместно создали компанию АО «Московская кольцевая железная дорога» (АО "МКЖД"). 

26 октября 2015 года ОАО «РЖД» вышло из состава акционеров АО «МКЖД», Правительство Москвы стало единственным собственником АО «МКЖД». Это позволило правительству Москвы повысить эффективность в принятии решений по обустройству транспортно-пересадочных узлов и прилегающих к МЦК территорий. 

Компания занимается проектированием и строительством транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), а также привлечением инвесторов для развития прилегающих территорий. Планируется привлечь частные инвестиции на коммерческую застройку вокруг 8 станций МЦК, которые будут реализовываться через открытую тендерную площадку Москвы. 

МЦК призвана стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы. Благодаря внедрению новых технологий и полной электрификации МЦК поможет решить острые транспортные и экологические проблемы города. Электрификация железной дороги позволит заменить поезда на тепловозной тяге современным электроподвижным составом нового поколения. Благодаря электрификации прекратятся вредные выбросы в атмосферу, и от дороги будет низкое шумовое воздействие на окружающую среду, что особенно важно для транспорта, эксплуатируемого внутри большого города. Также понижение уровня шума будет достигнуто и за счет применения инновационных решений при строительстве самого пути. На МЦК прокладывается так называемый бесшовный путь, его еще называют «бархатный путь». При этой технологии увеличивается допустимая длина рельсовых плетей 800 метров.

При проектировании МЦК учитывались интересы и маломобильных групп населения. Все платформы оснащены тактильной плиткой для удобства перемещения слабовидящих пассажиров. В транспортно-пересадочных узлах устанавливаются лифты или специальные подъемники, турникетные линии будут с широкими проемами для того, чтобы пассажиры в инвалидных креслах могли беспрепятственно перемещаться. Во всех кассовых зонах будет специализированная касса с заниженным уровнем для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Высота расположения окон в такой кассе ниже метра, что облегчает пассажирам в инвалидной коляске приобретение билета. 

Всего по МЦК в сутки будет курсировать до 110 пар поездов «Ласточка». Максимальная скорость такого подвижного состава порядка 160 км/ч. Вместимость 1200 пассажиров, они приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок. Поезда оснащены туалетами, системами климат-контроля и Wi-Fi. Организация пассажирских перевозок по МЦК возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги». 

Только в первый год эксплуатации МЦК сможет перевезти порядка 75 миллионов человек. Почти половина из них — 34,5 млн человек — будут пассажиры метро, 20,2 млн — железнодорожного транспорта, 12,7 млн — автобусов, 7,5 млн — жители близлежащих домов. В 2025 году пассажиропоток увеличится до 300 миллионов.